19:38 

«Shissou Nikki»: каково быть известным мангакой-бомжем

Mero
Поступай, как хочешь. Только не бросай ракуго. / Старомодный мечник с жезлом девочки-волшебницы.
К вопросу о том, как мангаки справляются с дедлайнами и давлением своих редакторов. Много чего интересного я прочла про работу Тогаси (Hunter x Hunter), про то, что он нечасто нанимает ассистентов, а «Yu Yu Hakusho» вообще рисовал сам, кое-как справляясь с объемами работы. Захотелось в этом всем покопаться. А после прекраснейшей «Kakukaku Shikajika» и дорамы-экранизации манги «Aoi Honoo» захотелось поизучать еще и другие автобиографические работы разных мангак.
Меня привлекла манга «Shissou Nikki», она же «Дневник исчезновения» Адзумы Хидео. Этот автор был особенно известен в 1970-х и 1980-х годах, рисовал в разных жанрах и для разных журналов. У нас его работы и экранизации не очень известны: самая известная среди забугорных анимешников, пожалуй, «Nanako SOS» (80-е). Была экранизирована еще пара его работ, больше напоминающих юмористическое кодомо (подобные вещи были особенно популярны в те годы).
Интересно, что Адзума считается отцом лоликона. Ничего удивительного в этом нет: он одним из первых начал рисовать милых, кавайных девочек и продвигать своим стилем то, что сейчас называют «моэ». На комикете он вместе со своими знакомыми художниками начали выпускать лоликонские фэнзины.
Итак, «Дневник исчезновения» Адзумы. В этой манге описана жизнь Адзумы, когда он был настолько завален работой, что ему становилось тяжело с ней справляться и не срывать дедлайны. Параллельно описаны его попытки победить свой алкоголизм, который у него развился от жизни такой. Вначале Адзума просто говорит: дошло до того, что вместо рисования он пил весь день в своей студии. Под конец его тяга к спиртному начинает нести реальную угрозу жизни, т.к. он не может нормально есть и видит галлюцинации, если не выпьет.

Чтобы справиться с алкоголизмом и избежать ответственности за невыполненную в срок работу, Адзума поначалу несколько раз просто уходил из дома. Жене он говорил, что пошел за сигаретами, а сам пропадал на несколько месяцев. И это при том, что у него были жена (его ассистент) и дети. Но это еще только начало. Так как идти ему было некуда, он жил под открытым небом в лесопарке рядом с городом и прятался там от случайных прохожих, а так же от полиции. Удивительно, сколько отчаяния и усталости испытал Адзума, что оказался не в силах справиться с собой и стал бомжом, бросив семью. Все это время он питался тем, что находил в помойках, и в манге достаточно причудливо описано, какие странные блюда он иногда создавал из найденных «продуктов». Манга нарисована в забавном, комедийном стиле и атмосфера в ней такая, что вся ситуация воспринимается смешно. Пока не начинаешь задумываться о том, что это правда и это действительно имело место быть. Известный мангака встает на рассвете, чтобы успеть покопаться в помойке, собирает бутылки из под алкоголя, чтобы оттуда выпить пару капель (алкоголизм отсутствие денег вылечить не помогало, но немного ослабило), и спит под какими-то тряпками-мешками, которые нашел на свалке. Страшно представить, что происходит в голове у этого человека и что он переживает внутри, раз он пошел на такое.

Манга разделена на несколько частей: первая - время, когда Адзума жил на улице. Он, кстати, уходил из дома два раза. Жена его искала и обратилась в полицию, которая все-таки нашла мангаку. Забавно, что вышло это практически случайно. Сначала Адзуму приняли за одного преступника, которого искали поблизости. За время жизни под открытым небом Адзума сделал много интересных наблюдений об особенностях быта бомжей, о том, как к ним относятся окружающие люди, об их страхах и мыслях. Мангака сделал вывод, что ему было сложнее всего убивать время в течение дня: утром он шарился по помойкам, а ложился спать рано. Что делать днем - он не знал, а так как еще и ни с кем не контактировал, то в основном занимался тем, что читал найденные газеты и журналы.
Вторая часть - когда Адзума бомжевал повторно и, опять же волей случая, устроился на работу (теперь он уже решил, что надо бы пойти работать, больше даже со скуки). Случайный прохожий увидел, что Адзума - бомж и позвал вести работы по проведению газовых труб. В этой части воспоминаний Адзума начал заниматься физическим трудом, что поначалу давалось ему нелегко, зато он, наконец, получил крышу над головой и стал получать деньги. Часть денег он посылал семье, про отношения с которой особо в первых частях не упоминается. В интервью, которое прилагается к манге, первым вопросом, конечно же, значится: «Как ко всему этому относилась ваша жена?». Мангака отшучивается на это, говорит, что жена была очень зла на него. За всю мангу сам он практически ни разу не задумывается о своей семье, хотя понятно, что в реальности такие мысли были неминуемы.
За время своей карьеры «трубоукладчика» Адзума один раз не удержался и захотел порисовать, приняв участие в конкурсе компании на мангу про проведение труб. В итоге его стрипы не только победили, но ему предложили издаваться на регулярной основе. Разумеется, никто даже не догадывался, что за личиной бомжа, ставшего рабочим, скрывается мангака, которого до этого просто разрывали между собой редакторы разных манга-журналов.
Вторая часть манги еще и частично состоит из воспоминаний Адзумы о том, как он работал, чтобы стать продаваемым мангакой, о работе над некоторыми своими сериями и требованиях разных редакторов. В этих воспоминаниях он уже начал налегать на алкоголь, надеясь таким образом побороть стресс и усталость. Плюс сходки мангак и редакторов тоже почти всегда заканчивались пьянкой. Из интересного: Адзума рассказывает, что изначально редакторы не сильно придирались к нему и, когда он встречался с культовым мангакой Осаму Тедзукой - тот очень удивлялся этому факту. Тедзука говорил, что редакторы очень часто изменяют практически все в его историях. Позднее и сам Адзума испытал это на себе, когда редактор попросил его рисовать больше фансервиса и даже сам ему рисовал скетчи персонажей - какими они должны. Много Адзума рассказывает о давлении, которое испытывает мангака, работая одновременно над несколькими сериями. Нет времени ни на что, даже на нормальный сон.
Третья часть истории всецело состоит из описания будней Адзумы в стационаре, где принудительно лечат алкоголизм. В какой-то момент болезнь мангаки приобрела пугающие последствия: он стал видеть галлюцинации, начались расстройства сна и аппетита. Разумеется, о том, чтобы рисовать мангу и речи быть не могло: у него просто постоянно тряслись руки. Жена насильно отвезла его в клинику, про которую Адзума и рассказывает далее: про порядки, которые были там заведены, про соседей по палате и остальных пациентов, каждый из которых боролся с алкоголизмом.

Согласно информации - у истории существует продолжение, где Адзума расскажет, как же он вернулся к манге и избавился от зависимости (судя по интервью - не окончательно). А основной томик получил несколько престижных премий. Работа действительно уникальная и показывает душевные метания больного человека, который, к тому же, не выдерживает тягот, которые ему приходится переносить по работе. Можно найти интересную информацию про мангу в 70-х и 80-х, про подход разных журналов к манге.
С жанром определиться сложно - вроде и комедия, потому что с того, как Адзума рисует эмоции и по тому, как описывает различные фееричные ситуации типа приготовления блюд из отбросов - с этих моментов смеешься. Но, как я уже сказала, когда понимаешь, что все это мангака действительно пережил, и что все это он считал нормальным - становится совсем не смешно. Так что я бы назвала это трагикомедией. Автобиографичной))
Настоятельно рекомендую к прочтению. Особенно интересен контраст с такими светлыми вещами как «Bakuman» и «Kakukaku Shikajika».


@темы: манга

URL
Комментарии
2015-09-23 в 15:19 

Auxo
I was only built for master [вьючные ослы парнаса] как говорил мой отец, не можешь собрать робота — стань им (с) космические гопники
ну ничего себе история О_О на самом деле очень интересно, спасибо за пост! всегда любопытно узнавать о том, что у мангак происходило за пределами их профессиональной жизни х3

2015-09-24 в 21:45 

Mero
Поступай, как хочешь. Только не бросай ракуго. / Старомодный мечник с жезлом девочки-волшебницы.
Auxo,
Всегда пожалуйста *_* Да, я тоже такое обожаю)) В этом плане безумно понравилась биография автора "Курагехиме" - ее манга "Kakukaku Shikajika"!

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

In the Direction of Sunrise and Night Light

главная